[ На главную страницу ] [ Карта сайта ]


План действий

Прежде всего Вам следует разобраться, кто же собственно принимает решение о призыве на военную службу. В соответствии со ст. 26, 27 и 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии. Существуют призывные комиссии двух уровней. Это призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, и призывные комиссии субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен следующий состав призывной комиссии:

Призывная комиссия выносит в отношении гражданина одно из следующих решений:

Согласно п.7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решения призывных комиссий могут быть обжалованы в призывную комиссию субъекта РФ, которая в течение 5 дней обязана принять решение по жалобе.

Решения призывных комиссий, как районных, так и субъектов РФ, могут быть обжалованы в районный федеральный суд по месту нахождения призывной комиссии или по месту жительства призывника.

Согласно п.7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» подача жалобы на решение призывной комиссии (куда бы оно ни подавалось, в суд или в призывную комиссию субъекта РФ) приостанавливает исполнение оспариваемого решения призывной комиссии.

Вам также следует помнить, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Любые попытки вызова на мероприятия, связанные с призывом, граждан не достигших возраста 18 лет или достигших возраста 27 лет незаконны.

Российское законодательство предоставляет призывнику несколько способов решения проблемы призыва. Среди законных способов избежать призыва в армию следует выделить три категории: отсрочка от призыва на военную службу, освобождение от призыва на военную службу и граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение гражданина от призыва на военную службу. Основания, для предоставления отсрочек от призыва на военную службу изложены в 24 статье Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Некоторые отсрочки имеют ограниченный срок действия (например, отсрочки в связи с обучением в учебном заведении), некоторые отсрочки не имеют сроков действия (например, при наличии у призывника двух детей). Однако все отсрочки объединяет общая характерная особенность: отсрочка принципиально не меняет статуса призывника. Он по прежнему остаётся гражданином, подлежащим призыву на военную службу. Военный комиссар при этом будет осуществлять контроль за сохранением оснований для отсрочки. Если эти основания изменятся, гражданин подлежит призыву на общих основаниях. В соответствии со ст. 26 и 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», отсрочка предоставляется решением призывной комиссии, которое принимается только после медицинского освидетельствования.

Освобождение от призыва на военную службу - имеет не временный а постоянный характер. Основания для освобождения от призыва изложены в 23 статье Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Гражданин может быть освобождён от призыва и зачислен в запас или освобождён от исполнения воинской обязанности. Если гражданин освобождён от призыва и зачислен в запас, он уже не может призываться на военную службу в мирное время. В этом случае, гражданин обязан состоять на воинском учёте и может быть призван на только на военные сборы. В соответствии со ст. 26 и 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», освобождение от призыва предоставляется решением призывной комиссии, которое принимается только после медицинского освидетельствования.

Граждане не подлежащие призыву. К этой категории относятся граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд. Указанные категории граждан на призывную комиссию не вызываются и медицинское освидетельствование не проходят. Освобождение от призыва происходит автоматически, исходя из их статуса.

Механизм принятия решения призывной комиссией можно наглядно продемонстрировать на следующей схеме:

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат две категории граждан:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);

б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (далее - граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера) (стрелка 1).

Как видно из схемы, в первую очередь из этой категории отсеиваются граждане, не подлежащие призыву (стрелка 2). Они на мероприятия, связанные с призывом вообще не вызываются. Все прочие граждане, обязанные состоять на воинском учёте, подлежат медицинскому освидетельствованию для определения годности к военной службе по состоянию здоровья (стрелка 3), так как в соответствии с п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого постановлением правительства РФ от 1 июня 1999 г. №587, призывная комиссия принимает решение только после определения годности гражданина к военной службе. По результатам медицинского освидетельствования выделяются категории граждан, признанных «Д» - не годными к военной службе, которые освобождаются от воинской обязанности (стрелка 4); и граждан, признанных «В» - не годными к военной службе, которые освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас (стрелка 5).

По поводу статуса граждан, признанных "Д" - не годными к военной службе, смотрите примечание.

Если гражданин освидетельствован по категориям годности «А», «Б» или «Г», он сохраняет статус гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Призывная комиссия может рассмотреть вопрос о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу (стрелка 6). Если у гражданина имеются основания для освобождения от призыва, предусмотренные п. 2 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», он имеет право на освобождение от призыва и зачисление в запас (стрелка 7). Если у гражданина имеется основание для предоставления отсрочки, ему должна быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу (стрелка 9). При этом его статус не меняется, он по прежнему остаётся гражданином, подлежащим призыву на военную службу. Если у гражданина нет оснований для освобождения или отсрочки от призыва, призывная комиссия должна вынести решение о призыве гражданина на военную службу (стрелка 8).

Если гражданину предоставлена отсрочка, военный комиссар должен осуществлять контроль за сохранением у него оснований для предоставления отсрочки (стрелка 10). Если эти основания прекратятся, или закончится срок, на который предоставлена отсрочка, гражданин подлежит призыву на общих основаниях (стрелка 11).

Таким образом, на схеме наглядно видна разница между отсрочкой и освобождением от призыва. Освобождение от призыва принципиально меняет статус гражданина и делает невозможным его призыв на военную службу в дальнейшем. Отсрочка имеет временный характер, принципиально не меняет статус гражданина и сохраняет возможность его призыва в дальнейшем.

Из приведённой схемы так же видно, что оформление отсрочки означает согласие гражданина с решением призывной комиссии о годности к военной службе по состоянию здоровья.

Поэтому, в любом случае, независимо от наличия у Вас права на отсрочку, Вам имеет смысл заняться обследованием своего здоровья и поставить вопрос об освобождении от призыва. Помните, что освобождение от призыва по состоянию здоровья гораздо более надёжно защищает Вас от возможности призыва, чем какие-либо временные отсрочки.

Как показывает практика, подавляющее большинство российских призывников имеют те или иные заболевания, освобождающие от призыва на военную службу. При этом часто можно столкнуться с тем, что чиновники, отвечающие за призыв, борясь за выполнение плана призыва, «закрывают глаза» на состояние здоровья юношей. В связи с этим призывнику следует самостоятельно заняться обследованием своего здоровья и разобраться с годностью к военной службе. Более подробно вопросы освобождения от призыва по состоянию здоровья изложены в разделе «Медицина».

Если же по каким-то причинам Вы не считаете возможным добиваться освобождения от призыва по состоянию здоровья, и при этом имеете основания для отсрочки от призыва на военную службу, Вы можете добиться соответствующей отсрочки. Отсрочки можно условно разделить на две категории: отсрочки, связанные с получением образования и местом работы, и отсрочки, связанные с семейным положением призывника. Подробное описание плана Ваших действий при оформлении данных отсрочек приведено в соответствующих разделах: «Образование» и «Семейное положение».

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» от 6 июля 2006 года № 104-ФЗ в 24 статью Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» были внесены существенные изменения, которые, в частности, предусматривают значительное изменение перечня оснований, по которым гражданину предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2008 года.

Особо следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» от 6 июля 2006 года № 104-ФЗ, граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований. То есть, если призывник до 1 января 2008 года получил отсрочку от призыва на военную службу по основанию, которое после 1 января 2008 не будет являться основанием для отсрочки, призывник сможет пользоваться этой отсрочкой и после 1 января 2008 года до истечения её срока или до исчезновения её оснований.

28 июня 2002 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Многие призывники возлагают надежды на этот закон, как на возможность избежать призыва в армию, однако здесь Вам следует воздержаться от скоропалительных решений и взвесить все «за» и «против». Подробно этот вопрос изложен в разделе «Альтернативная служба».

При решении вопроса о призыве Вам лучше всего сразу же определиться, чего Вы будете добиваться - освобождения или отсрочки. Однако, какой бы путь Вы не выбрали, Вам следует с самого начала придерживаться следующих общих правил:

Перед тем, как приступать к решению своих проблем, изучите раздел «Наиболее распространённые ошибки призывников». Старайтесь не допускать перечисленных там ошибок и не наступать на те грабли, на которые не раз наступали предшествующие поколения призывников.

Смотри также:

Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru


[ На главную страницу ] [ Законодательство ] [ Карта сайта ]