[ На главную страницу [ Карта сайта ]


Часто задаваемые вопросы

  1. Граждан какого возраста могут призывать на военную службу?
  2. Какой способ освобождения от призыва самый лучший?
  3. По каким болезням освобождают от призыва на военную службу?
  4. Какие категории годности дают основание для освобождения от призыва?
  5. Что означают цифры в категорий годности («Б-3», «Б-4», и т. п.)?
  6. Признаёт ли призывная комиссия медицинские документы из платных медицинских учреждений?
  7. Когда нужно начинать заниматься освобождением от призыва?
  8. Что делать призывнику, если он абсолютно здоров?
  9. Если отправить в призывную комиссию письменное заявление, не обозлит ли это военкомат? Не лучше ли придти к ним со всеми справками и «договориться по хорошему»?
  10. Зачем нужно отправлять заявление по почте? Не лучше ли самому отнести его в военкомат?
  11. Что делать, если призывная комиссия отказывается принимать решение, ссылаясь на то, что решение должно быть утверждено вышестоящей призывной комиссией (или на то, что призывник сначала должен пройти контрольное медицинское освидетельствование на вышестоящей призывной комиссии)?
  12. Что делать, если призывная комиссия признала призывника годным к военной службе?
  13. Если призывник был признан «В» - ограниченно годным к военной службе и освобождён от призыва, могут ли его призвать на военную службу после, если он выздоровеет?
  14. Призывник учится в ВУЗе (колледже, лицее, аспирантуре и т. п.), и имеет основание для отсрочки (или имеет основание для отсрочки по семейным обстоятельствам). Имеют ли право вызывать его на медицинское освидетельствование?
  15. Если у призывника есть право на отсрочку от призыва по семейным обстоятельствам, в связи с учёбой или работой, стоит ли ему вообще заниматься обследованием своего здоровья?
  16. Если у призывника есть заболевания, освобождающие от призыва, и при этом он студент ВУЗа (или имеет основания для отсрочки по семейным обстоятельствам). Можно ли одновременно оформить и отсрочку и освобождение от призыва по состоянию здоровья?
  17. Призывник занят уходом за своим нетрудоспособным родственником, при этом есть другие лица, обязанные содержать этих родственников по закону, но они не работают, или имеют зарплату ниже прожиточного минимума, или проживают в другом городе и не имеют возможности заботиться о своём родственнике. Можно ли в этом случае получить отсрочку?
  18. Что делать, если призывнику звонят из военкомата по телефону (с требованиями явиться, с угрозами, и т. п.)?
  19. Что делать, если повестку вручили под роспись родителям (родственникам, соседям) призывника?
  20. Могут ли призвать на военную службу после окончания военной кафедры?
  21. Стоит ли заключать контракт об обучении на военной кафедре?
  22. Стоит ли подавать заявление на прохождение альтернативной гражданской службы?
  23. Ходят слухи о том, что принят новый закон, позволяющий призывать студентов ВУЗов, отменяющий все отсрочки, изменяющий призывной возраст, и т. п. Правда ли это?
  24. Зачем заниматься освобождением от призыва? Не проще ли просто скрываться от военкомата до 27 лет?
  25. Какая ответственность может наступить за нарушение закона в сфере воинского учёта и призыва на военную службу?
  26. Можно ли освободиться от призыва при недостаточности питания?
  27. Может ли призывник, имеющий отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в образовательном учреждении, получить освобождение от призыва по состоянию здоровья, не дожидаясь окончания срока отсрочки.
  28. В течение какого времени медицинские документы пригодны для поредения годности призывника к военной службе.

В начало

1. Граждан какого возраста могут призывать на военную службу?

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. При этом окончанием призывного возраста является тот день, в который призывнику исполняется 27 лет (а не тот день, в который призывнику исполняется 28 лет, как ошибочно считают некоторые люди). То есть, если Ваш возраст составляет 27 лет и 1 день, под понятие "до 27 лет" Вы уже не подпадаете. Попытки призыва на военную службу граждан не достигших 18 лет или достигших 27 лет незаконны.

В начало

2. Какой способ освобождения от призыва самый лучший?

Практика показывает, что самым надёжным и безопасным способом избежать призыва в армию является освобождение от призыва по состоянию здоровья. Действующее законодательство предоставляет гражданам много оснований для предоставления отсрочек, связанных с образованием, работой или семейным положением гражданина. Однако, любая отсрочка имеет временный характер и рано или поздно заканчивается. Даже если отсрочка не имеет определённого срока действия, она может закончиться в том случае, если изменятся обстоятельства, на основании которых предоставлена отсрочка. В этом случае призывнику вновь вернуться к вопросу освобождения от призыва. Освобождение от призыва по состоянию здоровья гораздо более надёжно, не имеет ограничения по времени и не зависит от других обстоятельств. Методика освобождения от призыва по состоянию здоровья изложена в разделе «Медицина»

Для призывников Санкт-Петербурга вопрос получения отсрочек практически не актуален, так как в городе есть достаточно много медицинских учреждений, в которых призывники могут пройти квалифицированное независимое обследование. Однако, в других городах России освобождение от призыва по состоянию здоровья может быть затруднено отсутствием там нужных медицинских учреждений. Приехать на обследование в другой город имеет возможность далеко не каждый призывник. Часто в городе может оказаться всего одна поликлиника, в которой нет необходимого оборудования и врачей достаточной квалификации. Для жители провинциальных городов прохождение независимого медицинского обследования может оказаться серьёзной проблемой. Поэтому вопросы получения отсрочек для них могут быть актуальны. В связи с этим на сайте приведена методика получения отсрочек, связанных с получением образования или семейным положением призывника.

В начало

3. По каким болезням освобождают от призыва на военную службу?

Перечень болезней, которые полностью или частично освобождают юношу от военной службы, приводится в так называемом расписании болезней. Оно входит в Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123. Некоторые призывники ошибочно полагают, что если у них есть заболевание, освобождающее от призыва, то они уже могут жить спокойно. На самом деле, чтобы получить освобождение от призыва нужно пройти медицинское освидетельствование врачами призывной комиссии. Нередкой является ситуация, когда врачи призывной комиссии ради выполнения плана призыва готовы признать «абсолютно здоровым» любого инвалида. Избежать подобной ситуации можно, если при прохождении призывной комиссии пользоваться рекомендациями, приведёнными в разделе «План действий».

В начало

4. Какие категории годности дают основание для освобождения от призыва?

В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными (категория «Д») или ограниченно годными (категория «В») к военной службе по состоянию здоровья. Именно этих категорий годности должен добиваться призывник, который хочет получить освобождение от призыва по состоянию здоровья. Категория годности «Г» - временно не годен к военной службе, даёт основание для предоставления отсрочки от призыва на срок от 6 до 12 месяцев. Эта отсрочка имеет временный характер и по её окончании гражданин может быть призван на военную службу. Поэтому добиваться категории годности «Г» не рекомендуется. Категория годности «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, не даёт оснований ни для отсрочки ни для освобождения от призыва, и на практике не даёт призывнику никаких преимуществ.

В начало

5. Что означают цифры в категорий годности («Б-3», «Б-4», и т. п.)?

Это показатель предназначения для прохождения военной службы, который определяет в каких конкретно родах войск может проходить службу гражданин, имеющий незначительные ограничения по состоянию здоровья. Для решения вопроса об освобождении от призыва эти цифры не имеют практического значения. Главное - это буквы.

В начало

6. Признаёт ли призывная комиссия медицинские документы из платных медицинских учреждений?

Сотрудники военкоматов очень любят говорить о том, что они признают медицинские документы только из определённых «правильных» медицинских учреждений. В действительности же подобная позиция военкоматов не имеет никакого законного основания, и основана исключительно на субъективном желании сотрудников военкоматов призвать в армию как можно больше людей, и для этого направить их в некие свои подконтрольные медицинские учреждения, в которых признают здоровым любого инвалида.

В соответствии п. 2 ст. 30 Основ законодательства РФ Об охране здоровья граждан, пациент имеет право на выбор врача и выбор лечебо-профилактического учреждения. В соответствии со ст. 25 Основ законодательства РФ Об охране здоровья граждан, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. При этом действующее законодательство никак не ограничивает возможность обращения в платные отделения медицинских учреждений, в которых граждане проходят обследование за свой счёт. Медицинские документы, выданные в платных отделениях, имеют такую же юридическую силу, как и любой другой документ, выданный государственным медицинским учреждением.

Поэтому, Вы можете обследоваться в любом медицинском учреждении, в котором сочтёте нужным. Главное, чтобы Вам правильно и грамотно поставили диагноз. А будет выдан этот документ поликлиникой по месту жительства, или любым другим учреждением – это не принципиально.

В начало

7. Когда нужно начинать заниматься освобождением от призыва?

Подготовкой к освобождению от призыва человек может заниматься всю жизнь. С самого рождения и до достижения призывного возраста человек может отслеживать состояние своего здоровья, обращаться к врачам, документально фиксировать свои заболевания. Если к моменту прохождения призывной комиссии Вы сможете представить медицинские документы, подтверждающие не только состояние Вашего здоровья на данный момент, но и его предысторию, это может дать Вам значительное преимущество. Однако, превращать всю свою жизнь в бесконечное хождение по врачам - это крайность.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Комиссия по постановке граждан на воинский учёт организует медицинское освидетельствование граждан и определяет их годность к военной службе по состоянию здоровья. При первоначальной постановке на воинский учёт желательно уже добиться категории годности, освобождающей от призыва по состоянию здоровья. Это может значительно облегчить процесс освобождения от призыва. Подробно этот вопрос изложен а разделе «Первоначальная постановка на воинский учёт».

Если Вы по какой-то причине не смогли добиться категории годности «В» или «Д» при первоначальной постановке на воинский учёт, это не является серьёзной проблемой, так как при призыве категория годности может быть изменена. Однако, Вы должны учитывать, что чем раньше Вы займётесь освобождением от призыва, тем меньше вероятность возникновения проблем.

В начало

8. Что делать призывнику, если он абсолютно здоров?

Существует распространённое заблуждение о том, что для освобождения от призыва нужно иметь какие то очень тяжёлые заболевания и быть чуть ли не инвалидом, прикованным к коляске. В действительности же, освободиться от призыва можно даже с такими «незначительными» болезнями как, например, плоскостопие. Абсолютно здоровых людей не бывает. Абсолютно здоровый человек - это такое же абстрактное явление, как идеальный газ, материальная точка, абсолютно твёрдое тело и т. п., которые в реальной природе не встречаются. В расписании болезней содержится 89 статей. Это 89 болезней. Неужели у конкретного призывника из этих 89 болезней не найдётся хотя бы одного? Это исключено просто исходя из статистики. Практика показывает, что абсолютно здоровых людей нет. Как правило, при тщательном обследовании у любого человека можно найти те или иные заболевания, дающие освобождение от призыва. Займитесь обследованием своего здоровья.

Если Вы не видите у себя серьёзных заболеваний и не знаете с чего начать обследование, прежде всего стоит обследовать нервную систему и опорно-двигательный аппарат (позвоночник и стопы). Большинство призывников имеют заболевания именно в этих областях.

В начало

9. Если отправить в призывную комиссию письменное заявление, не обозлит ли это военкомат? Не лучше ли придти к ним со всеми справками и «договориться по хорошему»?

Вы должны иметь в виду, что у сотрудников военкомата стоит цель призвать Вас в армию. Они изначально обозлены на любого призывника, который пытается освободиться от призыва, вне зависимости от того законным или незаконным путём этот призывник освобождается от призыва. Если Вы хотите избежать проблем, заявление нужно подавать не после того, как у Вас возникла конфликтная ситуация, а до того. Предотвратить конфликт всегда выгоднее, чем расхлёбывать его последствия. Если Вы просто придёте в военкомат и принесёте медицинские справки, велика вероятность, что они вскоре окажутся в мусорном ведре. После этого доказать, что эти документы вообще когда-то существовали Вам будет очень сложно. Когда же Вы оправляете своё заявление заказным письмом с уведомлением о вручении, Вам приходит уведомление с подписью должностного лица, получившего это письмо. Это уведомление является документальным подтверждением факта получения Вашего письма. Когда призывники подают жалобы на незаконные решения призывных комиссий, члены призывной комиссии любят оправдывать свои действия следующим аргументом: «а он ни на что не жаловался, никаких медицинских документов не предъявлял, вот мы и признали его годным». А Вы попробуйте доказать, что оставшись с ними в кабинете один на один без свидетелей, Вы на что-то жаловались и что-то им предъявляли. Доказать содержание устной беседы без свидетелей Вы не сможете. Сотрудники военкоматов это прекрасно понимают и могут творить любые беззакония, понимая, что не понесут за это никакой ответственности. Уведомление о вручении заказного письма послужит документальным доказательством того, что Ваши жалобы на здоровье, изложенные в заявлении, и копии Ваших медицинских документов были доведены до сведения призывной комиссии. В этом случае, признав Вас годным к военной службе, призывная комиссия совершит явное беззаконие, которое Вы всегда сможете доказать. Это значительно упростит Вам процесс обжалования решения о призыве, если таковое будет принято. В такой ситуации велика вероятность, что члены призывной комиссии побоятся ответственности и предпочтут освободить Вас от призыва. То есть для того, чтобы увеличить свои шансы на освобождение от призыва на уровне районной призывной комиссии, Вам следует предварительно направить в призывную комиссию заявление. Только после того, как Ваше заявление будет получено, можно идти в военкомат и проходить медицинское освидетельствование. В этом случае, призывная комиссия уже будет знать, что при принятии решения о призыве Вы полностью готовы к его обжалованию. Члены призывной комиссии прекрасно понимают, что призывник, который хорошо разбирается в своих правах и умеет составлять грамотные заявления, сможет так же грамотно составить и жалобу в любую инстанцию. Таким образом они оказываются перед выбором: либо сразу освободить этого человека от призыва, или оказаться втянутыми в длительную процедуру обжалования их решения в различных инстанциях. Это при том, что ни в первом ни во втором случае в армию они этого человека не призовут, но во втором случае будут вдобавок к этому иметь постоянную «головную боль» и нервотрёпку из-за необходимости отвечать на многочисленные письма и жалобы, ходить на судебные заседания, и т. п. При таком положении дел призывная комиссия скорее всего предпочтёт принять во внимание медицинские документы и освободить Вас от призыва.

Смотри также раздел «Наиболее распространённые ошибки призывников», ошибка № 3.

В начало

10. Зачем нужно отправлять заявление по почте? Не лучше ли самому отнести его в военкомат?

Приём Вашего заявления должен быть документально зафиксирован. В противном случае велика вероятность того, что после Вашего ухода заявление и все прилагаемые к нему документы каким то образом исчезнут из Вашего личного дела. После этого доказать факт существования этого заявления будет очень сложно. При подаче любого заявления в любой государственный орган Вы должны требовать отметки о принятии этого заявления на его копии, которая остаётся у Вас. Зачастую, убедить сотрудников военкомата сделать такую отметку бывает очень сложно. Поэтому заявления следует отправлять по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае Вы получите уведомление с росписью лица, получившего Ваше письмо, которое будет являться документальным подтверждением факта получения Вашего заявления.

Смотри также раздел «Наиболее распространённые ошибки призывников», ошибка № 4.

В начало

11. Что делать, если призывная комиссия отказывается принимать решение, ссылаясь на то, что решение должно быть утверждено вышестоящей призывной комиссией (или на то, что призывник сначала должен пройти контрольное медицинское освидетельствование на вышестоящей призывной комиссии)?

На практике распространённой является ситуация, когда районная призывная комиссия отказывается принимать решение, мотивируя это тем, что примет его только после медицинского освидетельствования врачами призывной комиссии субъекта РФ (или после утверждения призывной комиссией субъекта РФ). Подобные действия не имеют законного основания.

Обстоятельства, при которых гражданин может быть подвергнут осмотру врачами призывной комиссии субъекта РФ изложены в п. 2 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Таких обстоятельств там приведено три:

  1. медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы;
  2. контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья;
  3. контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.

Все три случая предполагают то, что призывной комиссией первого уровня в отношении гражданина принято какое-то решение. В первом случае - это решение о призыве на военную службу, во втором - решение об освобождении от призыва на военную службу, в третьем - некое решение с которым гражданин не согласен. Медицинское освидетельствование врачами призывной комиссии субъекта РФ без принятие решения районной призывной комиссией, действующим законодательством не предусмотрено.

В случае подобных действий со стороны призывной комиссии района, Вы вправе подать жалобу в призывную комиссию субъекта РФ, в которой потребовать обязать районную призывную комиссию принять в отношении Вас решение.

В начало

12. Что делать, если призывная комиссия признала призывника годным к военной службе?

Решение районной призывной комиссии вовсе не является для призывника приговором в последней инстанции. При прохождении призывной комиссии необходимо получить любое решение. Если районная призывная комиссия признает Вас годным к военной службе и примет решение о призыве на военную службу, Вы можете обжаловать это решение в призывной комиссии субъекта Российской Федерации (областной, краевой, республиканской и т. п.), основывая свою жалобу на результатах независимого медицинского обследования. После подачи жалобы в вышестоящую призывную комиссию, решение районной призывной комиссии приостанавливается до тех пор, пока призывная комиссия субъекта федерации не вынесет своего решения (то есть пока рассматривается Ваша жалоба, призвать Вас в армию не могут). Это решения также не является приговором в последней инстанции. Решение призывной комиссии субъекта федерации может быть обжаловано в районном суде. При этом обжалуемое решение так же приостанавливается до тех пор, пока суд не примет решение по жалобе (механизм приостановления обжалуемого решения действует при подаче любой жалобы в инстанцию любого уровня). Если суд примет решение не в Вашу пользу, его можно обжаловать в суде субъекта РФ, далее а Верховном суде РФ, а далее в Европейском суде по правам человека. Однако, на практике даже до районного суда доходят единичные дела.

Подробнее смотри раздел «План действий».

В начало

13. Если призывник был признан «В» - ограниченно годным к военной службе и освобождён от призыва, могут ли его призвать на военную службу после, если он выздоровеет?

Не могут. В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане, признанные при призыве «В» - ограниченно годными к военной службе, освобождаются от призыва на военную службу. В соответствии с третьим абзацем п. 1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», эти граждане зачисляются в запас Вооружённых Сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат две категории граждан:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Таким образом, если гражданин пребывает в запасе ВС РФ и не имеет воинского звания офицера, он не подпадает ни под первую ни под вторую категорию. Действующее законодательство не предусматривает механизма перевода граждан из запаса обратно в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу.

До 1 января 2005 года в Положении о военно-врачебной экспертизе, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, существовала норма, согласно которой граждане, зачисленные в запас в связи с признанием их «В» - ограниченно годными к военной службе, должны были регулярно проходить переосвидетельствоание. В соответствии с п. 38 этого Положения граждане, признанные при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста подлежали обязательному медицинскому освидетельствованию один раз в три года. Это обстоятельство вводило многих людей в заблуждение. Многие думали, что признание их «В» - ограниченно годными к военной службе даёт только отсрочку на три года, после чего гражданин снова подлежит призыву. Эта норма вызывала много споров и вопросов. Многим призывникам было совершенно непонятно, зачем их вызывают на переосвидетельствование, если их всё равно не могут призвать, даже если признают годными к военной службе. Но в настоящее время этой неясной ситуации положен конец.

31 декабря 2004 года Правительство РФ приняло Постановление № 886 «О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе». В соответствии с этим Постановлением, в частности, абзац первый п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе признан утратившим силу. Данное постановление вступило в силу 1 января 2005 года. Таким образом, с 1 января 2005 года обязательные медицинские освидетельствования, проводимые для граждан, зачисленных в запас в связи с признанием их «В» - ограниченно годными к военной службе один раз в три года, отменены.

Тех людей, которые получили освобождение от призыва ранее, может смутить тот факт, что в их военных билетах по прежнему указана дата переосвидетельствования. Однако, смущать это никого не должно, так как медицинское освидетельствование может проводиться только на основании нормативных правовых актов, а не на основании записи в военном билете.

В начало

14. Призывник учится в ВУЗе (колледже, лицее, аспирантуре и т. п.), и имеет основание для отсрочки (или имеет основание для отсрочки по семейным обстоятельствам). Имеют ли право вызывать его на медицинское освидетельствование?

Сам факт поступления в учебное заведение ещё не означает автоматическую отсрочку от призыва. В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», отсрочка от призыва на военную службу предоставляется решением призывной комиссии. Для того, чтобы получить отсрочку, призывник должен пройти призывную комиссию и получить её решение. В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства от 1 июня 1999 года № 587, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. Призывник обязательно должен пройти медицинское освидетельствование, даже если он оформляет отсрочку, не связанную с состоянием здоровья.

На практик является распространённой ситуация, когда никакое решение не принимается, а личное дело призывника просто перемещается из одного раздела картотеки в другой. Многие студенты ошибочно полагают, что если они принесли в военкомат справку из института, а военно-учётный стол куда-то подал какие-то списки, они уже могут жить спокойно. В действительности же, если призывник не прошёл призывную комиссию и не получил её письменное решение, отсрочка остаётся неоформленной и он по прежнему подлежит призыву.

Смотри также раздел «Наиболее распространённые ошибки призывников», ошибка № 9.

В начало

15. Если у призывника есть право на отсрочку от призыва по семейным обстоятельствам, в связи с учёбой или работой, стоит ли ему вообще заниматься обследованием своего здоровья?

Стоит. Как показывает практика никакая отсрочка не может защитить от призыва так надёжно, как освобождение по состоянию здоровья. Отсрочка - это временное решение проблемы призыва. При оформлении отсрочки Вы остаётесь гражданином, подлежащим призыву на военную службу. Ваше личное дело остаётся во втором отделе военкомата. Обстоятельства по которым Вам предоставлена отсрочка могут в любой момент измениться. В этом случае Вас могут призвать в армию. В соответствии с п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого постановлением правительства РФ от 11 ноября 2006 г. №587, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе (в том числе и решение о предоставлении отсрочки, не связанной с состоянием здоровья). Если на этом освидетельствовании Вы были признаны годным к военной службе, это может значительно усложнить Ваше освобождение по состоянию здоровья после окончания отсрочки. Поэтому лучше с самого начала освобождаться от призыва по состоянию здоровья. В этом случае Вы будете зачислены в запас, и Ваше личное дело будет передано и второго отдела военкомата в четвёртый. Призвать Вас из запаса в мирное время уже будет невозможно. Подробно смотрите подраздел «Медицина» раздела «План действий».

В начало

16. Если у призывника есть заболевания, освобождающие от призыва, и при этом он студент ВУЗа (или имеет основания для отсрочки по семейным обстоятельствам). Можно ли одновременно оформить и отсрочку и освобождение от призыва по состоянию здоровья?

Такой вариант невозможен. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призывная комиссия может принять только одно из возможных решений: либо о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, либо об освобождении от призыва на военную службу. Вам следует с самого начала определиться чего Вы будете добиваться: освобождения или отсрочки. Если Вы одновременно подадите заявления о предоставлении отсрочки и об освобождении по состоянию здоровья, призывная комиссия сделает всё, чтобы предоставить Вам именно первый вариант, в надежде призвать Вас после окончания отсрочки. Погнавшись сразу за двумя зайцами Вы можете значительно осложнить себе задачу освобождения от призыва по состоянию здоровья.

Смотри также схему в разделе «План действий»

В начало

17. Призывник занят уходом за своим нетрудоспособным родственником, при этом есть другие лица, обязанные содержать этих родственников по закону, но они не работают, или имеют зарплату ниже прожиточного минимума, или проживают в другом городе и не имеют возможности заботиться о своём родственнике. Можно ли в этом случае получить отсрочку?

При решении вопроса о предоставлении отсрочки в связи с уходом за нетрудоспособным родственником, вопросы материального положения и совместного проживания не имеют никакого значения. Круг лиц, обязанных заботиться о своих родственниках определён в разделе V Семейного кодекса РФ. Закон не связывает эту обязанность с материальным положением и местом жительства этих лиц.

В начало

18. Что делать, если призывнику звонят из военкомата по телефону (с требованиями явиться, с угрозами, и т. п.)?

В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Действующее законодательство не предусматривает обязанности граждан являться в военный комиссариат по телефонному звонку. Телефонные переговоры могут быть использованы сотрудникам военкомата для предъявления каких-либо незаконных требований или угроз, так как доказать содержание телефонного разговора очень сложно.

Самое лучшее, что можно рекомендовать призывнику в подобной ситуации - это вообще не общаться по телефону с сотрудниками военкомата. Общаться с любыми должностными лицами и государственными органами нужно только письменно по почте.

В начало

19. Что делать, если повестку вручили под роспись родителям (родственникам, соседям) призывника?

Круг лиц, на которых возложена обязанность оповещать граждан о вызовах (повестках) военного комиссариата определён в п. 1 ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В этот круг входят: руководители, другие ответственные за военно - учетную работу должностные лица (работники) организаций, ответственные за военно - учетную работу должностные лица органов местного самоуправления. Таким образом, родители, родственники, соседи призывника не входят в число лиц, на которых возложена обязанность оповещать граждан о повестках военного комиссариата. Родители, родственники и соседи призывника не только не обязаны расписываться на повестках за призывника, они этого делать просто не имеют права. Если родители, родственники или соседи призывника не сообщат или несвоевременно сообщат призывнику о повестке военного комиссариата, ни они, ни сам призывник не понесут за это никакой ответственности, так как подобная обязанность не возложена на них законом.

Призывнику необходимо разъяснить членам своей семьи, а при необходимости и соседям, что расписываться за него никто не имеет права, а оповещать о вызовах военного комиссариата они его не обязаны.

Если же в какой-то момент Вам стало известно, что кому-то из вышеперечисленных лиц - это не значит что о повестке можно забыть. Проблема не решиться сама собой. Вам необходимо разобраться в причинах и правомерности вызова и действовать по обстоятельствам (смотри раздел «План действий»).

Смотри также раздел «Наиболее распространённые ошибки призывников», ошибки № 5 и № 7

В начало

20. Могут ли призвать на военную службу после окончания военной кафедры?

Могут! Многие люди до сих пор живут старыми представлениями, оставшимися с советских времён: «вот мой отец закончил военную кафедру и в армии потом не служил, я тоже пойду на военную кафедру и в армии служить не буду». В действительности же ситуация изменилась коренным образом ещё в 1993 году. Сейчас для студентов ВУЗов обучение на военной кафедре является необязательным. При этом, в соответствии с пп. «б» п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», выпускники военных кафедр подлежат призыву.

Смотри также раздел «Наиболее распространённые ошибки призывников», ошибка № 15.

В начало

21. Стоит ли заключать контракт об обучении на военной кафедре?

До недавнего времени ответ на этот вопрос был совершенно однозначным. Для человека, который не собирался связывать свою жизнь с военной службой, военная кафедра не давала никаких преимуществ. К офицерам запаса предъявлялись гораздо более мягкие медицинские требования, а количество отсрочек было значительно сокращено, по сравнению с обычными призывниками.

После принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» от 6 июля 2006 года № 104-ФЗ, ситуация существенно изменилась. В соответствии с п. 3 ст. 2 данного Закона, с 1 января 2008 года призыв офицеров запаса отменяется. Исходя из данной нормы закона, окончание военной кафедры может избавить гражданина от призыва на военную службу, если военную кафедру он закончит после 1 января 2008 года. Однако, подобные выводы нельзя делать с абсолютной уверенностью в том, что в 2008 году всё будет именно так.

До 1 января 2008 года ещё достаточно много времени. За это время в законодательство могут быть внесены ещё какие-либо изменения. К сожалению, невозможно исключить следующую ситуацию:

Призывник поступит на военную кафедру в расчёте закончить её после 1 января 2008 года, и избежать таким образом призыва на военную службу. А 31 декабря 2007 года в законодательство будут внесены изменения, отменяющие ранее принятые поправки, и позволяющие вновь призывать офицеров запаса. В этом случае выпускник военной кафедры окажется в сложном положении.

На текущий момент сделать однозначный прогноз того, каким будет законодательство в 2008 году, невозможно. Следовательно, невозможно однозначно просчитать перспективы выпускника военной кафедры в тот период. Поэтому, поступление на военную кафедру выглядит своего рода лотереей. Дать призывнику однозначный совет поступать на военную кафедру, или не поступать на военную кафедру невозможно. Это решение призывник должен принять сам, на свой страх и риск, помня при этом, что в любом случае он может, как выиграть, так и проиграть.

Смотрите также раздел «Военная кафедра».

В начало

22. Стоит ли подавать заявление на прохождение альтернативной гражданской службы?

Дать на этот вопрос однозначный ответ сложно. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» вступил в силу с 1 января 2004 года. На настоящий момент ещё не создано прецедентов, которые бы давали основание однозначно судить о том, что будет представлять из себя альтернативная гражданская служба. Из 11 статьи Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» следует, что граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой как минимум за 6 месяцев до начала призыва, под который они подпадают. То есть, как минимум за полгода до призыва гражданин должен определиться, будет проходить он военную службу или альтернативную гражданскую службу.

При этом, действующее законодательство даёт возможность практически каждому призывнику освободиться как от военной, так и от альтернативной гражданской службы. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», все основания для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу действуют и для тех, кто призывается на альтернативную гражданскую службу. То есть, если Вы добьётесь права на альтернативную гражданскую службу, никто не мешает Вам после этого добиться освобождения или отсрочки от призыва, используя те же методы, что и при получении отсрочки или освобождения от военной службы. Правда, в этом случае борьба за право на альтернативную гражданскую службу будет выглядеть как пустая трата времени и сил.

Одним словом, каждый должен решить этот вопрос для себя сам.

В начало

23. Ходят слухи о том, что принят новый закон, позволяющий призывать студентов ВУЗов, отменяющий все отсрочки, изменяющий призывной возраст, и т. п. Правда ли это?

При решении вопроса об освобождении от призыва, необходимо руководствоваться не слухами и домыслами, а официальной информацией. Разговоры о том, что отсрочки, связанные с получением образования, будут отменены идут столько времени, сколько существуют эти отсрочки. Если Вы где-либо получили информацию о том, что введён в действие новый закон или иной нормативный акт, всегда разберитесь, насколько можно доверять этому источнику информации. Обязательно проверьте информацию в нескольких источниках. Помните, что правом официального опубликования законов и других нормативных актов обладает только «Российская газета» и ещё несколько специальных изданий.

Распространённой является ситуация, когда частное мнение какого-либо высокопоставленного чиновника, сказанное в эфире телевидения, воспринимается призывниками как внесение изменений в законодательство. Призывнику следует иметь в виду, что если какой-либо чиновник где-то высказался, что по его мнению отсрочки нужно отменять, это высказывание остаётся его частным мнением и не оказывает никакого влияние на законодательство, каким бы высокопоставленным должностным лицом не был тот, кто это мнение высказывает. Даже если Вы обладаете информацией о том, что определённый законопроект был внесён в Государственную Думу, внесение законопроекта ещё далеко не означает принятие соответствующего закона.

Возможно, что многим призывникам хочется заглянуть в будущее и узнать о том, какие изменения в законодательстве могут произойти как в ближайшей, так и в отдалённой перспективе. Но Вы должны понимать, что предсказать все изменения в законодательстве не представляется возможным. Гадать о том, что будет если в закон внесут те или иные изменения можно до бесконечности, а просчитать все варианты изменения законодательство всё равно будет невозможно. До тех пор пока соответствующая поправка к закону не принята и официально не опубликована, предмет обсуждения отсутствует.

Поэтому, единственным разумным выходом остаётся планирование своих действий исходя из действующего на данный момент законодательства. Обсуждать любые изменения в законодательстве имеет смысл только после того, как эти изменения будут приняты в установленном законом порядке и официально опубликованы для всеобщего сведения в «Российской газете».

Действующие редакции наиболее важных нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к призыву на военную службу, Вы можете найти в разделе «Законодательство». Всякие же гадания о том, что будет если изменится закон, являются бессмысленными.

В начало

24. Зачем заниматься освобождением от призыва? Не проще ли просто скрываться от военкомата до 27 лет?

Подобный способ избежать призыва в армию широко распространён, но имеет ряд недостатков.

Прежде всего, гражданин уклоняющийся от явки на призывную комиссию может быть привлечён к административной ответственности за нарушение правил воинского учёта или к уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу. Кроме того, существует вероятность стать жертвой так называемого «репрессивного призыва», когда призывников отлавливают с помощью милиции и в принудительном порядке отправляют на сборный пункт.

Гражданин, не состоящий на воинском учёте может столкнуться с проблемами при оформлении на работу, обмене паспорта, оформлении документов для выезда за границу.

В настоящее время никакой необходимости создавать себе все эти проблемы нет. Практически каждый призывник может освободиться от призыва на совершенно законном основании. При этом ему не надо будет скрываться. Он может состоять на воинском учёте и не рисковать быть привлечённым к административной или уголовной ответственности.

Свои права всегда выгоднее защищать законными методами.

В начало

25. Какая ответственность может наступить за нарушение закона в сфере воинского учёта и призыва на военную службу?

Действующее законодательство предусматривает два вида ответственности за подобные нарушения закона. Это административная ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учёту и уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.

Статья 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту. Под действие этой статьи подпадают следующие деяния: неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета, прибытие на новые место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования. Наказание, предусмотренное данной статьёй - это предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от одной второй до пяти минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», для исчисления штрафов применяется минимальный размер оплаты труда, равный 100 рублям. Таким образом, максимальное наказание по данной статье - это штраф 500 рублей.

Достаточно часто под видом получения штрафов сотрудники военкоматов занимаются обыкновенным вымогательством. Так как аппетиты сотрудников военкоматов могут оказаться гораздо больше, чем 500 рублей, они могут попытаться завысить эту сумму. От сотрудников военкоматов призывники могут услышать различные сказки о том, что штрафы должны суммироваться за каждый призыв, в течение которого призывник не являлся по повесткам, о том, что минимальный размер оплаты труда - это не 100 рублей, а гораздо больше, и т. п. Размеры этих так называемых «штрафов» могут ограничиваться только фантазией сотрудников военкоматов. Все подобные доводы не имеют никакого законного основания.

Призывнику так же следует помнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, для административных правонарушений установлен срок давности два месяца. То есть, на гражданина может быть наложен штраф только за неявку по тем повесткам, которые он получал в последние два месяца, а не по тем, которые он получал в течение всей жизни.

Статья 328 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. В соответствии с ч. 1 этой статьи, Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. В соответствии с ч. 2 той же статьи, уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

В соответствии с ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ и п. 2 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», уголовное дело об уклонении от прохождения военной или альтернативной гражданской службы может возбудить только прокуратура по месту жительства гражданина. Распространённое среди некоторых призывников мнение о том, что уголовные дела об уклонении от прохождения военной службы возбуждает военная прокуратура, является ошибочным.

Возникает естественный вопрос: где пролегает грань между административным правонарушением - неявкой по повестке военного комиссариата и уголовным преступлением - уклонением от прохождения военной и альтернативной гражданской службы? С точки зрения закона возможность привлечения гражданина к административной или уголовной ответственности зависит от тех причин, по которым гражданин был вызван в военный комиссариат. В соответствии с п. 4 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть, к административной ответственности гражданин может быть привлечён за неявку по любой повестке вообще. К уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной службы гражданин может быть привлечён в том случае, если он не явится по повестке именно на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», таковыми мероприятиями являются: медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии и отправка к месту прохождения военной службы.

Из п. 2 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» следует, что прокурор может возбудить уголовное дело об уклонении от прохождения военной службы в том случае, если призывная комиссия или военный комиссар направит в прокуратуру соответствующие материалы.

Следует оговорить, что на практике военные комиссары в случае неявки граждан на мероприятия, связанные с призывом, далеко не всегда направляют в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела, а часто ограничиваются привлечением гражданина к административной ответственности за неявку по повестке. Происходит это в силу ряда практических соображений.

У военного комиссара существует план призыва. Но возбуждение уголовного дела в отношении призывника выполнению плана призыва ни коим образом способствовать не будет. В соответствии с пп. «в» п. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, не подлежат призыву. Таким образом, возбуждение уголовного дела в отношении призывника делает его призыв на военную службу невозможным. Если этот призывник в результате будет осуждён и привлечён к уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной службы, его призыв так же будет невозможен, так как в соответствии с пп. «а» п. 3 той же статьи, граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы не подлежат призыву. После того, как осуждённый призывник отбудет срок своего наказания, его призыв так же будет невозможен, так как в соответствии с пп. «б» п. 3 той же статьи, граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, так же не подлежат призыву.

Таким образом, подписывая заявление в прокуратуру о возбуждении в отношении призывника уголовного дела, военный комиссар должен навсегда отказаться от идеи отправить этого призывника на военную службу. Так как у военного комиссара стоит цель сделать из призывника солдата, а не заключённого, военные комиссары прибегают к возбуждению уголовных дел очень редко. Они ограничиваются привлечением призывник к административной ответственности за неявку по повестке, так как привлечение призывника к административной ответственности не создаёт никаких препятствий для дальнейшего призыва этого призывника на военную службу.

Однако, следует оговорить, что военные комиссары не могут делать подобные подарки всем призывникам поголовно. Вполне очевидно, что если никто из уклонистов не будет привлекаться к уголовной ответственности, в следующий призыв по повесткам военного комиссариата может никто не явиться. Призывники, убедившись, что за уклонение от призыва им ничего страшного не грозит, просто перестанут обращать внимание на такое явление как повестки военного комиссариата. Тогда у военного комиссара возникнут очень серьёзные трудности с выполнением плана призыва. Поэтому, определённый процент уклонистов к уголовной ответственности всё же привлекается, для устрашения остальных. И если Вы попадёте в этот процент, то Вам не будет нисколько легче оттого, что другие призывники в этот процент не попали.

В начало

26. Можно ли освободиться от призыва при недостаточности питания?

Теоретически недостаточность питания предусматривает возможность освобождения от призыва (статья расписания болезней 13в), однако на практике для этого необходимо сочетание целого ряда условий, выполнение которых, как правило, оказывается невозможным.

В пояснении к применению 13 статьи расписания болезней по поводу недостаточности питания сказано следующее:

«При наличии недостаточности питания граждане подлежат стационарному обследованию и лечению. Граждане при призыве на военную службу признаются временно не годными к военной службе на 6 месяцев. Если через 6 месяцев у граждан не выявлено вызывающих снижение массы тела заболеваний, нет отрицательной динамики индекса массы тела (по данным ежемесячных осмотров), сохранена физическая работоспособность (по результатам функциональных нагрузочных проб), то они подлежат освидетельствованию по пункту «д». При отрицательной динамике индекса массы тела, сниженной физической работоспособности граждане подлежат освидетельствованию по пункту «в». При выявлении заболеваний, обусловливающих недостаточность питания, граждане подлежат освидетельствованию по соответствующим статьям расписания болезней.»

Это означает, что на практике, при впервые выявленной недостаточности питания гражданин должен быть признан временно не годным к военной службе, и ему должна быть предоставлена отсрочка на 6 месяцев. После окончания отсрочки гражданин снова подлежит медицинскому освидетельствованию. При этом наиболее вероятным результатом этого медицинского освидетельствования является освидетельствование по пункту «д» статьи 13, признание гражданина «Б» – годным к военной службе с незначительными ограничениями, и призыв в армию. То есть, недостаточность питания может только оттянуть призыв на 6 месяцев, но принципиально проблему не решает.

Теоретически после окончания отсрочки гражданин может быть освидетельствован и по пункту «в» статьи 13, признан «В» – ограниченно годным к военной службе, освобождён от призыва, и зачислен в запас ВС РФ. Однако, на практике для этого необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1) у гражданина не должно быть выявлено заболеваний, вызывающих снижение массы тела. В противном случае он должен быть освидетельствован по соответствующей статье расписания болезней;

2) у гражданина должна наблюдаться отрицательная динамика индекса массы тела. То есть, ИМТ должен снижаться по данным ежемесячных осмотров;

3) у гражданина должна быть снижена физическая работоспособность.

Вероятность соблюдения всех трёх условий на практике очень мала. Поэтому, недостаточность питания для освобождения от призыва заболевание бесперспективное.

В начало

27. Может ли призывник, имеющий отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в образовательном учреждении, получить освобождение от призыва по состоянию здоровья, не дожидаясь окончания срока отсрочки.

Если Вы не хотите ждать окончания срока Вашей отсрочки, и хотите получить категорию годности «В» как можно скорее, то Вы можете решить этот вопрос в течение ближайшего призыва. Для этого Вам нужно будет обратиться в призывную комиссию с заявлением о своём заболевании и с требованием признать Вас ограниченно годным и освободить от призыва. Порядок Ваших действий ничем не будет отличаться от порядка действий обычного призывника, не имеющего никаких отсрочек. Подробнее смотрите раздел «Освобождение от призыва по состоянию здоровья».

Как показывает практика, в большинстве случаев призывные комиссии, получив такое заявление, соглашаются освидетельствовать призывника, изменить его категорию годности и освободить от призыва. Однако, иногда призывные комиссии отказывают в удовлетворении подобных требований призывника. В ответ на заявление Вам могут прислать письмо, в котором сообщить о том, что в настоящее время Вам предоставлена отсрочка от призыва на военную службу и Ваше медицинское освидетельствование будет проводиться только после окончания отсрочки. К сожалению, вопрос о возможности прохождения призывной комиссии до истечения срока отсрочки в связи с изменением категории годности в законодательстве явно не прописан. Поэтому, формально призывную комиссию, отказавшую Вам в проведении медицинского освидетельствования нельзя упрекнуть в нарушении закона. Иными словами, проводить Ваше медицинское освидетельствование до окончания отсрочки призывная комиссия не обязана.

Если Вы получите от призывной комиссии подобный ответ, но всё же захотите довести дело до конца и добиться освобождения от призыва по состоянию здоровья, у Вас есть два пути решение этой проблемы:

1. Вы можете просто отказаться от права на отсрочку. В п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», речь идёт о праве на отсрочку. То есть, все отсрочки, предусмотренные данным подпунктом могут быть предоставлены, а могут быть и не предоставлены призывнику, в зависимости от желания или нежелания призывника эти отсрочки получать. От любой из этих отсрочек призывник может отказаться. После отказа от отсрочки Вы будете подлежать призыву на общих основаниях. Тогда призывная комиссия уже обязана будет вызвать Вас на медицинское освидетельствование, в ходе которого Вы сможете добиться категории «В» и освобождения от призыва.

2. Вы может обжаловать решение о предоставлении Вам отсрочки, полученное после поступления в учебное заведение, в призывную комиссию субъекта РФ. В жалобе можете заявить, что уже тогда имели заболевание, подпадающее под категорию «В», в связи с чем решение о предоставлении отсрочки было неправомерным, так как при таком заболевании призывная комиссия была обязана принять другое решение: об освобождении от призыва. В суд Вы обжаловать это решение уже не сможете, так как в соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», жалоба в суд может быть подана в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. При этом на подачу жалобы в призывную комиссию субъекта РФ таких временных ограничений не установлено. То есть, обращаться с жалобой в призывную комиссию субъекта РФ Вы можете в любое время, без каких либо сроков давности. Формально даже то, что с момента принятия решения прошло несколько лет не является препятствием для обращения с жалобой в призывную комиссию субъекта РФ.

В начало

28. В течение какого времени медицинские документы пригодны для поредения годности призывника к военной службе.

Вопрос о сроках годности медицинских документов действующим законодательством явно не оговаривается. В п. 1 ст. 30 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что в случае невозможности дать медицинское заключение о годности гражданина к военной службе на месте указанный гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение. Но при этом в законодательстве никак явно не оговаривается вопрос о возможности или невозможности определения годности к военной службе, при наличии у гражданина медицинских документов, полученных не вчера, а некоторое время назад.

На практике получается, что если гражданин представил в призывную комиссию медицинские документы, полученные недавно, призывная комиссия может принять решение о его годности к военной службе на основании этих документов. Если же документы получены достаточно давно, то определение годности гражданина по состоянию здоровья на основании этих документов считается невозможным, так как за прошедшее время в состоянии здоровья гражданина могли произойти изменения. В этом случае призывная комиссия направляет гражданина на новое медицинское обследование для определения состояния здоровья на текущий момент.

Возникает естественный вопрос: что следует вкладывать в понятия «давно» и «недавно»? В течение какого времени медицинские документы следует считать пригодными для определения годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья. К сожалению, в законодательство этот срок чётко не прописан.

По сложившейся практике медицинские документы считаются годными в течение шести месяцев. То есть, если со времени Вашего последнего медицинского обследования прошло менее шести месяцев, наиболее вероятно, что на новое медицинское обследование Вас не направят, и решение будет принято на основании имеющихся актов исследования состояния Вашего здоровья. Если со времени Вашего последнего обследования пошло более шести месяцев, наиболее вероятно, что Вас направят на эти обследования повторно, и Вам придётся оформлять аналогичные акты исследования состояния Вашего здоровья. Но здесь ещё раз следует оговорить, что этот шестимесячный срок не является установленной юридической нормой. Это не более чем сложившаяся практика. Поэтому Вы не можете требовать строгого соблюдения этого срока.

В начало


Если Вы не нашли здесь ответа на свой вопрос, Вы можете задать его по электронной почте, или обратиться в форум. Перед тем, как задавать вопросы внимательно изучите материалы сайта, возможно Вы найдёте там ответ на интересующий Вас вопрос.

Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru


[ На главную страницу ] [ Законодательство ] [ План действий ] [ Карта сайта ]